Основные понятия и правила написания программ.

Структура программы.

Раздел описаний.

В данном разделе описываются:

Модули.

Модуль — файл с дополнительными командами. Подключается к программе с помощью служебного слова USES. Пример:

USES CRT, GRAPH;

Константы.

Константами называются элементы данных, значения которых в процессе выполнения программы не изменяются. Описываются с помощью служебного слова CONST. Пример:

CONST C = 5;

Типы.

Типы — это специальные конструкции языка, которые рассматриваются компилятором как образцы для создания других элементов программы, такие как переменные, функции, массивы. Также может использоваться для переопределения уже существующего типа данных. Описываются после служебного слова TYPE. Пример:

TYPE
 REAL = EXTENDED;
 MAS = ARRAY [1..10] OF INTEGER;

Метки.

Метки используются для безусловного изменения хода выполнения программы. Описываются после служебного слова LABEL. Переход к метке осуществляется оператором GOTO. В программе, после метки, ставится двоеточие «:». Пример:

LABEL
 FIRST;
...
BEGIN
 ...
FIRST:
 ...
 GOTO FIRST;
 ...
END.

Переменные.

Переменные, в отличие от констант, могут изменять свои значения в процессе выполнения программы. Описываются после служебного слова VAR, с указанием типа переменной через двоеточие «:». Пример:

VAR
 C : INTEGER;
 KB, SUM : REAL;

Подпрограммы.

Подпрограммы — это специальным образом оформленные фрагменты программы. Они служат для расчленения программы на ряд, во многом независимых, фрагментов, которые можно исполнять неограниченное число раз, и ссылаться на них из разных областей программы.

Текст программы.

Пример написания простейшей программы:

PROGRAM MyFirstProgram;
BEGIN
 WRITELN ('Это моя первая программа.');
END.

Блок-схема алгоритма программы: