Писать большие программы как нечто единое целое, без расчленения на относительно самостоятельные фрагменты (блоки), т.е. без структурирования, просто невозможно. Практически во всех языках программирования имеются средства структурирования. Такие языки называются процедурно-ориентированными.
Такой метод имеет преимущество по сравнению с «потоковой записью программы», которое заключается в следующем: каждый блок в программе существует в единственном экземпляре, в то время как обращаться к нему можно многократно из разных точек программы.
Процедурой называется наименованная последовательность инструкций. Упоминание этого имени в тексте программы приводит к активизации процедуры и называется её вызовом. Сразу, после активизации процедуры, начинают выполняться входящие в неё операторы. После выполнения последнего из них управление возвращается обратно в основную программу, и выполняются операторы стоящие непосредственно за оператором вызова процедуры.
Функция отличается от процедуры тем, что результат её работы возвращается в виде значения этой функции, и, следовательно, вызов функции может использоваться наряду с другими операндами в выражениях.
Переменные, которые описаны в разделе описаний процедуры (функции), недоступны основной программе и другим подпрограммам. Но в процедуре (функции) доступны переменные, которые были описаны в основной программе. Перед вызовом, процедура (функция) должна быть описана.
Существуют три вида переменных:
Procedure <имя_процедуры>; <раздел описаний> Begin <операторы> End;
Program Procedure_Demo; Var I : Integer; {глобальная переменная} Procedure Povtor; Var C : Integer; {локальная переменная} Begin For C:=1 To I Do Writeln(‘Повторяю.’); End; BEGIN Write(‘Введите число повторений:’); Readln(I); Povtor; END.
Функция это аналогия процедуры, но она должна иметь тип, и в отличие от процедуры, которая только выполняет, функция выполняет и возвращает в своём имени какой-то результат, ранее описанного типа.
Function <имя_функции> : <тип>; <раздел описаний> Begin <операторы> End;
Внутри исполнительной части функции должен обязательно встречаться оператор <имя_функции>:=<выражение>; |
Program Function_Demo; Var C : Char; Function Yes_No : Boolean; Begin Case C Of ‘y’, ‘Y’, ‘д’, ‘Д’ : Yes_No:=True Else Yes_No:=False End; End; BEGIN Write(‘Ты любишь играть? ’); Readln(C); If Yes_No Then Writeln(‘Я тоже, иногда.’) Else Writeln(‘Зря, однако.’) END.
Как видно из примера, имя функции выступает как бы в роли переменной логического типа, поэтому ей надо присваивать какое-то значение.
Оно выступает в роли переменной, к которой присваивается какое-то значение, но оно не может участвовать в «правых» частях выражений.
В блок-схеме алгоритма вызов подпрограммы или функции обозначается значком: